Описание экспозиции

Музей синтезировал жизненный путь Максима Богдановича и его духовный мир — неповторимый и оригинальный. Художественное оформление музея стилизовано под «модерн» — направление в искусстве конца XIX — начала XX столетия. Элементы модерна присутствуют в оформлении потолка, в оформлении рамок экспозиционных ниш, в сложном пластическом рисунке изделий из соломки, в ритмическом чередовании модулей мебельной конструкции, в витражах.

Автор художественной концепции — Эдуард Константинович Агунович, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. За оформление экспозиции Литературного музея М. Богдановича Э.К. Агуновичу присуждена Государственная премия Республики Беларусь (1993 г.).

Среди самых ценных экспонатов музея — четыре сборника «Вянок», оригинальные фотографии, рукописный сборник стихов «Зеленя», несколько автографов.

Каждый из пяти залов экспозиции отображает определенный период жизни поэта, тесно связанный с отдельной темой его творчества и перекликается с циклами стихов сборника «Вянок». Вся экспозиция построена на глубоком символизме. Каждый зал имеет свой экспонат — символ: полотенце, вышитое матерью поэта, слуцкий пояс, оригинальный сборник стихов «Вянок», гелиогравюра «Сикстинская Мадонна», фрагмент известной картины. Значительное место в экспозиции музея занимают мемориальные предметы, фотографии, книги семьи Богдановичей. Экспозиция также дополнена другими циклами стихов, рассказами, литературно-критическими произведениями. Залы расположены по кругу, символизируя собой жизненный путь поэта.

Первый экспозиционный зал знакомит с темой детства и ранней юности М. Богдановича. Представлены материалы, рассказывающие о родителях будущего поэта, о его предках. Раскрываются истоки таланта поэта и многогранность его личности. Художественное оформление зала — тема традиционного белорусского рушника на потолке, изделия из соломки с изображением образов мифологии являются своеобразным раскрытием циклов стихотворений М. Богдановича «У зачарованым царстве» и «Згукі бацькаўшчыны».

Материалы второго зала отражают процесс становления творческой индивидуальности Максима Богдановича: его литературный дебют в 1907 году в белорусской газете «Наша Ніва» с рассказом «Музыка», творчество поэта в двухмесячный ракутевщинский период (циклы стихов «Старая Беларусь», «Места» и поэмы — «Вераніка», «У вёсцы»). Композиционным ядром этого зала является своеобразный «иконостас» — двенадцать графических портретов деятелей белорусской культуры. Второй ряд — фотографические изображения белорусских писателей XIX — начала XX столетия. Экспонаты — символы — слуцкий пояс и Статут Великого Княжества Литовского (ред. 1588 г.).

Третий зал экспозиции посвящен теме расцвета творческого таланта М. Богдановича. Доминанты залы — поэтический сборник стихов «Вянок» и экспонаты, с помощью которых раскрывается творческое кредо «певца чистой красы». Максим Богданович предстает как талантливый поэт, прозаик, критик, публицист, журналист. Его сборник «Вянок» вышел из печати в 1913 году (по свидетельству В. Ластовского — в 1914 г.) в Вильно (типография Мартина Кухты). Поэзия Богдановича — нетрадиционная и в то же время близкая каждому. Рассказы «Апокрыф» и «Апавяданне аб іконніку і залатару...» являются образцами высокохудожественной прозы, в которых поэт провозгласил идею ценности красоты и искусства в жизни человека.

Следующий зал — «Мадонны» — отличается от других залов экспозиции своим оформлением и введением особых приемов подачи экспонатов. Люстра — символ, напоминающая крест, условно разделяет зал на три части, но в то же время объединяет доминанты зала: гравюру «Сикстинская Мадонна», рукописный сборник «Зеленя», посвященный Нюте Гапанович (двоюродной сестре), портрет Анны Рафаиловны Кокуевой, ярославской знакомой поэта. Мадонна — один из центральных образов в творчестве М. Богдановича. Он раскрывается в поэмах «У вёсцы», «Вераніка», в цикле стихов «Каханне і смерць» и др. Цикл «Мадонны» Максим Богданович посвятил Анне Кокуевой.

Атмосфера трагизма последних месяцев жизни Максима Богдановича, несбыточность надежд и желаний, в пятом зале передаются через символизм экспонатов и сложное художественное решение. По сравнению с предыдущими залами в нем небольшое количество экспонатов. На металлических конструкциях, которые как бы парят в воздухе, выбиты названия тех сборников, которые Богданович хотел издать, но не успел. Лепка на потолке и стенах через идею образа Стратима-лебедя раскрывает тему неисполненных желаний. Также провозглашается идея высокого предназначения человека перед Вселенной. Доминанта залы — карманные часы, подаренные Максиму его отцом и отсчитавшие последние мгновения жизни поэта. Земные часы остановились, небесные — вечно будут продолжать свой ход...


Семья Богдановичей (Гродно)
Анна Ивановна Гапанович, двоюродная сестра М.Богдановича
Анна Рафаиловна Кокуева, ярославская знакомая М.Богдановича




® Форекс курс евро онлайн форекс. Обмен валюты на бирже как купить доллары онлайн.